Уко́ловы, Вале́рий Степа́нович (21 декабря 1938Аркадак — 19 июня 2014Москваи Еле́на Луки́нична (17 февраля 1948Балашиха) — российские исследователи и исполнители старинного русского романса.

Валерий Степанович Уколов в 1962 году окончил с отличием философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

После университета преподавал философию, эстетику и историю искусства в Челябинском (1961—1963) и Костромском (1963—1979) педагогических институтах.

Кандидат философских наук (1967), тема диссертации — «Идейно-философские основы западного модернизма». Автор ряда статей в журнале «Творчество».

В 1976 году знакомится с будущей супругой — музыковедом Еленой Лукиничной Рыбакиной, переезжает в Москву.

В 1979—1993 годах преподает общественные науки на режиссерском, актерском, художественном, сценарном и других факультетах Всесоюзного Государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.

Елена Лукинична Уколова (Рыбакина) с 7 лет училась в Московской музыкальной школе № 1 им. С. С. Прокофьева по классу скрипки. В 1972 году с отличием окончила историко-теоретико-композиторский факультет Музыкальной академии им. Гнесиных по классу профессора М. С. Пекелиса. В 1970 году её музыковедческие работы получили первую премию на студенческом конкурсе и были опубликованы. Прошла обучение в аспирантуре этой же академии на кафедре истории музыки.

Кандидат искусствоведения (1988), тема диссертации — «Эпические традиции в советской симфонической музыке 1950-70-х годов» (научные руководители — профессора М. С. Пекелис и И. Я. Рыжкин). Автор монографий, статей в сборниках и в журналах «Советская музыка»«Музыкальная жизнь» и др.

 

В 1974—2011 годах работает в Государственном Центральном Музее музыкальной культуры им. М. Глинки, с 1990 года — в филиале ГЦММК Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина, с 1999 г. — ведущий научный сотрудник.

 

В 1980-х годах Уколовы начинают совместную деятельность по возрождению старинного русского романса. Она включает: многостороннее исследование, музыкально-эстетическую реабилитацию жанра, публикацию памятников, издание книг и статей по истории романса, просветительскую деятельность посредством концертов, циклов вечеров, радио- и телепередач, продолжение традиции сочинения романсов.

В 1988 году издательство «Молодая гвардия» опубликовало тиражом 50 тысяч экземпляров их первую крупную совместную работу — книгу «Музыка в потоке времени». В главе «Судьба Золушки» там впервые предпринята попытка реабилитации жанра старинного романса.

В 1990—2010-х годах вышли в свет монографии Уколовых, посвященные жизни и творчеству Бориса ФоминаБориса ПрозоровскогоНиколая ДевиттеФедора ШаляпинаАлександра Дюбюка, Марии Пуаре, а также очерки о А. ВяльцевойВ. Паниной, Насте Поляковой, Т. Церетели, Т. К. Толстой, Б. С. Шереметеве, М. Шишкове, Н. Кручинине, Н. А. Титове, В. Абазе и многие другие.

Основные результаты работы авторы публиковали в специализированных журналах: «Музыкальная жизнь», «Музыка и время» и др., докладывали на конференциях «Пушкинские чтения», «Шаляпинские чтения» и др.

Обнаруженные авторами неизвестные ранее стихи и ноты старинных русских романсов послужили искусствоведам и филологам базой для кандидатских и докторских диссертаций.

Деятельность творческого дуэта характеризует следующая цитата из рецензии в «Литературной газете»:

Вечер вели Елена и Валерий Уколовы, исследователи и исполнители старинных романсов, лауреаты Всероссийского конкурса имени П. Булахова, авторы «Антологии русского романса». Елена Уколова, кандидат искусствоведения, Валерий Уколов — философ, историк искусства, обучавшийся вокалу у лучших московских педагогов. Делом их жизни стало изучение старинного русского романса — жанра популярного, но годами находившегося под негласным запретом в силу своей «безыдейности» и «буржуазности». Они вели кропотливую исследовательскую работу в архивах и библиотеках, устанавливали авторство «народных» романсов, открывая забытые имена композиторов и исполнителей. Подобно археологам, бережно очищали от поздних «наслоений» и искажений тексты известных или малоизвестных романсов. Не будет преувеличением назвать эту деятельность на благо отечественной культуры подвижнической.

В 80-е годы они начали вести циклы передач на радио с романтическими названиями — «Листки старинного альбома», «Оттаявшие звуки», «Душа повседневности». Их было около двухсот. Увлекательные рассказы — путешествия вглубь времен сопровождались исполнением романсов. Эти необычные по своему жанру передачи вызывали живой отклик слушателей.

Тогда же начались и выступления Уколовых перед аудиторией с авторскими программами. Более 400 романсов они исполнили на публике впервые.

— Рябоконь Е. Романы и романсы // Литературная газета. — 2008. — 20 февраля.